Багуачжан

Багуачжан – китайское боевое искусство, которое состоит из движений ладонями и передвижения по кругу.

История появления стиля

Багуачжан – китайское боевое искусство, которое состоит из движений ладонями и передвижения по кругуТакой стиль боевого искусства начал свое развитие в период с 1820 по 1850 года во времена правления династии Цин, под девизом «Даогуан». Этот, известный сегодня стиль, основал Дун Хайчуань из провинции Хэбэй, уезда Вэньань. Дун разработал технику стиля, в основе которого лежат приемы местных стилей ушу. Важно отметить, что в 30-х годах XX века в Тяньцзине несколько учеников занимались сочинениями историй о том, что Дун Хайчуань научился этому боевому искусству у своего даосского наставника по имени Би Чэнся из провинции Аньхуй в горах Цзюхуа, чтобы придать значительности этому боевому стилю. Поэтому, согласно легенде, эти ученики сами учились у Би Чэнся, поэтому отличия в их стиле со стилем Дун Хайчуаня является всего лишь особенностью стиля, а не личными ошибками изучения. Со временем, такая легенда прижилась в истории, и теперь, многие люди до сих пор принимают ее за правду. В 1875 году основатель — Дун Хайчуань посетил Пекин и там начал преподавать свою новую технику боя.

Особенности стиля

Основной отличительной чертой Багуа является обеспечение постоянного применения особенной боевой техники в постоянном круговом перемещении. В таком стиле все движения перетекают из одного в другое, дополняя и связывая все возможные движения боевого искусства между собой. Большинство стилей багуачжан имеют единый базовый способ тренировки — отработка техник во время передвижения по кругу. Несмотря на это, существуют некоторые направления стилей багуачжан, где такое передвижение по кругу выделяется как самостоятельное упражнение, а основной боевой техникой является отрабатывание движений в прямолинейных дорожках.

БагуачжанУчитель и основатель стиля — Дун Хайчуань практиковал на своих уроках дифференцированный подход, поэтому ортодоксальный стиль значительно изменился и сегодня существует целое разнообразие его вариантов. Самым старшим учеником, который учился в Дун Хайчуаня больше 10 лет является Инь Фу. Именно Инь Фу и доверили тренировать охрану вдовствующей императрицы Цыси. Особенностью этого направления является применение формы ладони, которую также называют «ладонь – язык коровы». Основной тактикой боевого стиля являются удары с дальней дистанции, а круговые движения в большинстве случаев используется для ухода с линии атаки и нападения на соперника с неожиданного угла. Саму технику движений багуачжан в направлении Инь Фу впервые описал его сын — Инь Юйчжаном в своей книге под названием «Краткий сборник багуачжан», которая была издана в 1931 году. Еще одним последователем и учеником был Ши Цзидун, которого Дун Хайчуань сделал своим приемным сыном. Направление багуачжан Ши Цзидуна до сегодня практикуется в Пекине, но оно все еще не является настолько широко распространенным. Несмотря на это, его направление является довольно популярным в провинции Цзянсу, где жил и продолжал дело своего учителя, ученик Ян Жунбэнь. Впоследствии, Ян Жунбэнь стал буддистским монахом и вскоре ушёл в странствия, оставив после себя всего несколько своих последователей.

Самый крупный вклад в распространение багуачжан ученик Дун Хайчуаня — Чэн Тинхуа, который жил в период 1848 по 1900 года и поучился у своего учителя около пяти лет. Перед появлением Дун Хайчуаня, Чэн Тинхуа был чемпионатом по борьбе в своем уезде, что, безусловно, повлияло на его боевую технику. Практикуемой им формой ладони в багуачжан, является форма «ладонь — когти дракона». Такая форма ладони позволяет легче осуществить захват. Кроме того, Чэн Тинхуа внедрял в свои уроки тактику попытки выхода за спину соперника, а также использование ударов в сочетании с бросками.

Другие ученики пришли к основателю боевого стиля — Дун Хайчуаню, когда он был уже старым и поэтому, они проучились у него совсем не долго. После смерти учителя, его ученики продолжали свою учебу у Чэн Тинхуа, а некоторые из них также получали дополнительные указания от Инь Фу, который редко и не охотно делился своими знаниями. Таким образом, возникло несколько направлений боевого искусства багуачжан: последователи Лян Чжэньпу (1863-1932); последователи Лю Фэнчуня (1853-1922); последователи Чжан Чжанькуя (1859-1940); последователи Лю Баочжэня (1861-1922); последователи Гао Ишэна (1866-1950) (ученик Чэн Тинхуа).

Хань Муся был не менее известным учеником и последователем Чжан Чжанькуя. В 1918 году, Хань принимал участие в Тяньцзине в турнире под названием «Турнир силачей из десяти тысяч земель». Он стал известным тем, что ему удалось победить русского бойца, которого до этого никто из китайцев не мог победить. Победа в турнире принесла Хань Муся заносчивость настолько, что он осмелился бросить вызов своему учителю. К его несчастью, этот бой, он проиграл, после чего Чжан и Хань стали злейшими врагами. Чтобы вычеркнуть информацию о своей учебе у Чжана Чжанькуя из собственной истории, Хань Муся придумал историю о том, что Дун Хайчуань учился у самого даоса Би Чэнся, который помимо Дуна учил и других учеников, и что якобы Хань учился у ученика Би Чэнся и никаким образом не связан с учениками Дун Хайчуаня. Такой истории придерживались и другие бойцы боевого искусства багуачжан, поскольку эта история повышала их социальный статус, среди таковых последователей был и Гао Ишэн.

В 1928 году в китайской столице – г. Нанкине был основан первый Центральный институт гошу. В этом институте преподавалось много разных искусств, но среди основных и обязательных были уроки багуачжан. Это позволило данному боевому стилю стать широко известным в Китае. Во времена начала войны в Японии в 1937 году, столица, вместе со своим институтом была эвакуирована в город Чунцин провинции Сычуань. Такой переезд позволил дальше распространяться багуачжан, далеко за пределы своей столицы. В наше время такое перемещение института привело к тому, что американские писатели начали выдумывать легенды о якобы существующем в регионах Китая особого искусства «эмэйского багуачжан».

В то же время, не смотря на некоторые различия, система тренировок остается единой, во всех школах багуачжан. Сначала все ученики тренируются в «движении по кругу», для того, чтобы выработать навык постоянного ухода с прямой линии, а также для того, чтобы привыкнуть контролировать собственный центр тяжести. Спустя несколько лет таких тренировок, следующим изучается комплекс под названием «Динши бачжан», что значит «Восемь ладоней установленных форм», где прорабатываются все 8 разных положений ладоней. Важно отметить, что разные направления школ практикуют одни и те же методы, используя разные названия. После этого, изучается следующий комплекс под названием «Бяньши бачжан», что соответственно означает «Восемь ладоней изменяемых форм». После того, как ученик овладел всеми этими техниками, он начинает изучать более высокие комплексы, такие как «Тайные ноги», «8 форм — 8 образов», «24 формы», а также технику работы в паре, управление оружием и специальные техники перемещений. Довольно интересным является упражнение под названием «облет девяти дворцов», для исполнения которого вкатывается в землю 9 двухметровых шестов, на территорию 3 на 3 метра, которые потом ученик должен непрерывно обходить в определенном порядке. Такое упражнение приучает ученика к навыку ведения боя в толпе. Кроме того, каждое упражнение имеет сразу несколько уровней сложности. Так, самым простым уровнем считается прохождение препятствия на почти прямых ногах. Со следующими уровнями постепенно понижается уровень тела таким образом, чтобы в конечном итоге, ученик перемещался с бедрами параллельными земле. «Облет девяти дворцов» осуществляется сначала обычным прохождением, а потом, поднимаясь на каждый новый столб, начинается что-то вроде «боя с тенью». Тренируясь таким образом, ученики укрепляют ударных поверхностей, а также противоударной закалкой тела. Множество мастеров боевого искусства багуачжан прославились благодаря своему идеальному владению техниками «железной рубашки» и «железной ладони».

Боевое искусство багуачжанБоевое искусство багуачжан, за всю свою историю, никогда не разглядывалось и не изучалось как армейское искусство, а напротив, было искусством индивидуального метода борьбы. Потому, самые стандартные виды оружия в этом искусстве имеют более специфическую форму, и даже специальное применение. Так, использование мечей, которые были в полтора раза длиннее обычного или шестов в багуачжан, во время тренировок прорабатывают упражнение под названием «короткое использование длинного оружия». Одним из самых любимых оружий основателя техники багуачжан — Дун Хайчуаня, является «острия петушиной лапы» — редкое парное оружие, которое имеет сложную форму. Но, многие популярные издания сообщают, что оружием Дун Хайчуаня были именно «секиры уток-мандаринок» — парное оружие, которое имеет вид перекрещенных полумесяцев с не заточенными лишь теми частями, за которые нужно держаться. Согласно разъяснениям Ли Цзымина, такое сообщение является неправдивым, так как такое оружие придумал мастер ушу Тун Даочан, а само название оружия, он взял из сборника рассказов названых «Портреты храбрых и честных борцов за справедливость» Чана Цземао, который использовал имя Дун Хайчуаня для создания прототипа Тун Линя — главного персонажа своего сборника.

Ещё новости
Новые статьи