Капоэйра

 

бразильское боевое искусство капоэйраКапоэйра – это национальное бразильское боевое искусство, которое сочетает элементы танца, игры и акробатики в сопровождении национальной бразильской музыки. Капоэйра отличается от всех остальных боевых искусств использованием низких положений, подсечек, ударов ногами и даже обилием акробатики.

Современный вид боевого искусства капоэйра, отличается от своих ранних форм тем, что достаточно редко используется в боевых целях. Далеким от практики этого боевого искусства людям часто может показаться, что это еще один вид бесконтактного боя, но это не так. В основе капоэйры лежит игра, иногда слабая, иногда жесткая. Вся сила ударов капуэристов зависит от специализированной группы, а также от конкретных обстоятельств в игре.

История капоэйры

Первые упоминания о капоэйре датируются XVIII веком, но фактически это боевое искусство зародилось немного раньше. Общепринятая версия сообщает, что капоэйра возникла благодаря чернокожим рабам в Южной Америке, которые были привезены португальцами из разных колоний — Конго, Гвинеи, Мозамбика, Анголы. Именно жестокое обращение бразильских рабовладельцев подвигло часть рабов сбежать в сельву, где их африканская культура и религия встретились с индейской. Сбежав от рабовладельцев, они селились в киломбуш, что означает «вольные города», где и начала свое зарождение и распространение капоэйра.

Кром того, разные источники рассказывают о происхождении капоэйры по-своему. Так, согласно одним источникам капоэйра произошла от субкультуры африканского национального танца, где она первоначально несла боевой аспект, который позднее появился на территории Бразилии. Согласно другим источникам, капоэйра произошла от специального африканского ритуала боевого танца, под названием «нголо», который являлся неотъемлемым атрибутом этого обряда в южных регионах Анголы. Он должен был напоминать танец зебр, символ того, что молодые воины вступали в ритуальную борьбу друг с другом. Но, несмотря на разнообразие версий происхождения, в капоэйре все же, присутствуют элементы танца.

Развитие истории боевого искусства капоэйра также неразрывно связана с легендой о герое Зумби дус Палмарис (Zumbi dos Palmares), который стал символом сопротивления для всего народа Бразилии. Герой по имени Зумби возглавлял один из самых крупных восстаний беглых рабов в республике Палмарис, который держался около 70 лет в условиях правительственной блокады.

Капоэйра, как вид боевого искусства полон разнообразных ударов ногами, руками и головой. Здесь присутствуют контратакующие действия, бросковые элементы, уклоны и перемещения. Особую красоту ей предают силовые стойки и акробатические элементы.

Все названия базовых элементов португальские, поскольку португальский язык является официальным языком Бразилии. Дословный перевод названий на русский язык, не дадут полного понимания выполнения элементов. По началу, практиковали капоэйру в основном лишь бедные и рабы, то есть люди, которые не имели образования. Они придумывали названия перемещениям и ударам, максимально понятным для себя. К примеру, много ударов в названии имеют слово meia lua, которое означает полумесяц, так как движения действительно напоминали полумесяц.

Базовая техника — это основа изучения капоэйры. Так, перемещения, уклоны и удары изучаются лишь после изучения базового перемещения под названием джинга (ginga). Джинга позволяет постоянно менять свою позицию и отходить от линии атаки. Движения джинги напоминают маятник, где капоэрист перемещается по трем точкам и меняет позицию, ставя каждый раз ногу вперед.

Техника капоэйраТехника ударов капоэйры напоминает технику многих боевых искусств. И это не секрет, так как придумывать новые движения достаточно сложно, но все же, здесь можно найти много отличий. В капоэйре присутствуют удары с опорой на ногу. В Анголе, к примеру, все удары производятся с порой сразу на несколько точек. Прыжковые удары в капоэйре также разнообразились. В капоэйре используются удары ногами, руками и головой. Все удары наносятся капоэристами мимо противника или поверх противника. Но в реальных боях такие удары очень эффективны. Удары обычно наносятся в любые части тела, но высокие зачастую наносятся в голову или верхнюю часть тела.

На противовес ударной технике также существуют разнообразные защитные действия, уходы и уклоны от ударов. Здесь, защитная техника достаточно специфическая, поскольку перемещения производятся низко и стремительно. В капоэйре не блокируются удары, так как задача участника – вовремя уклонятся от ударов, меняя позицию или становясь в одну из защитных стоек.

В капоэйре, уклоны (esquivas) делятся на интуитивные и технические. Интуитивными называются уклоны, которые происходят не автоматически, поскольку уклонятся от удара, является естественной защитной реакцией на удар. Техническими называются те уклоны, которые требуют перехода в специальное положение, защищая область возможного удара. Технические уклоны позволяют произвести ответные, контратакующие действия.

В разных школах по изучению капоэйры защитные действия и уклоны могут сильно отличатся, а одни и те же названия техники уклонов могут означать разные положения в борьбе. Опытные капуэристы, знают, что постоянное перемещение и смена позиции позволяет ему оставаться недосягаемым для атак своего противника. Большая часть этих перемещений производится, опираясь на руки. Кроме того, из любого положения, участник всегда может перейти к другому. Ударная техника, уклоны и уходы соединяются вместе с перемещениями. Как уже известно, основой движений в боевом искусстве капоэйра является джинга, из которой начали свое развитие другие движения.

Все перемещения в капоэйре служат для удобной смены позиции. Все участники должны стремится занять свободное место в кругу, уходить от атаки, обманывать, не давая своему оппоненту переместится для нанесения удара. Большая часть движений и переходов выглядят очень эффектно. Поэтому, чтобы поднять общее настроение и раззадорить своего оппонента, все перемещения выполняются капоэристом максимально пластично и красиво.

Важно знать, что акробатика не входит в основной набор элементов изучения техники капоэйры. Акробатика используется только для украшения происходящего боя. Когда энергия между участниками нагнетается, они могут использовать достаточно высокие прыжки, а также акробатические элементы и приемы, чтобы поднять боевой дух соперничества. Такая акробатика зрелищная, но достаточно сложная для изучения. Отбирая акробатические элементы для поединка, важно помнить о том, сколько времени и сил, гибкости и ловкости на ее подготовку может уйти. Поэтому, в основном, акробатические элементы выполняют только опытные капоэристы. Во время выполнения таких элементов, нужно следить за своим оппонентом. Так как неосторожный прыжок может покалечить как соперника, так и исполнителя прыжка.

Ещё новости
Новые статьи