Буза

Буза русское боевое искусствоБуза — это боевое искусство, которое воссоздал в Твери Г. Н. Базлов в 90-х годах 20 века. Это единоборство состоит из боевого пляса, рукопашного боя и боя с оружием.

Борьба эта ранее существовала в северо-западных регионах Росcии — на землях современных Тверской, Новгородской, Псковской, Вологодской областей. Это народное единоборство имело множество названий, из которых буза — это наиболее употребляемое. Зачастую названия у борьбы не было вообще, а собственно традицию боя в различных местах называли по наименованию боевой пляски, под музыку которой и происходила драка. Так, среди различных названий боевых мелодий, по названию которых прозывали и традицию боя, существуют такие варианты, как буза, галаниха, семьдесят четвертая, шараевка, веселого, под-драку, скобарь, горбатого, собака, мамонька… «Буза» — это самое частое в употреблении название, и вместе с бойцовской мелодией и пляской это понятие обозначало как саму драку, так и боевую технику.

История

С 1987 года это боевое искусство понемногу собирали в экспедициях этнографической направленности исторического факультета Тверского Государственного Университета, полученные материалы подвергались анализу и систематизации. В 2002 году в МГУ на историческом факультете Г. Н. Базлов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Деревенская артель кулачных бойцов-рукопашников». Эта диссертация была написана по данным экспедиций, проходивших более 12 лет. Его автором стал Базлов Григорий Николаевич, научный руководитель — Заседателева Лидия Борисовна, являющаяся доктором исторических наук.

С 1990 года активисты бузы стали взаимодействовать с Российским Фольклорным Союзом, получая дополнительные знания о российской культуре. С начала 1990-х годов буза стала выступать не только в роли направления русского традиционного единоборства, но и в качестве общественного движения, которое объединило исследователей и любителей отечественных традиционных единоборств из разных областей России и за рубежом.

Сейчас проведение исследований традиций и практики бузы, поиск самых эффективных методов обучения бузы ведет Центр Традиционного Русского Боевого Искусства, президентом которого является Базлов Г. Н.

Исторические свидетельства о бузе

Самое древнее упоминание в литературных источниках о бузе, как об искусстве боя приводится в книге Баркова Ивана Семеновича «Ода кулачному бойцу». В этом произведении идет рассказ о том, как бузник побеждает в поединке знаменитого бойца на кулаках графа Алексея Орлова-Чесменского. Эту оду достаточно точно можно датировать 1750 годом. Таким образом, в 18 веке буза являлась очень распространенной и популярной среди народа. При проведении этнологического анализа содержания и характера обрядовых действий бойцов на кулаках, которые сохранились в традиции бузы, можно говорить о том, что начало эта традиция берет во времена новгородских ушкуйников в 12-13 вв и даже ранее — во времена славянских дружин.

Техника бузы, характеристика разделов

Техника бузы, как единоборства, была достаточно разнообразной, она была собрана в разных регионах северо-запада России. Часто даже в соседних селениях использовались преимущественно разные стратегии проведения поединка, но в любом варианте имелся общий технический центр, менявшийся, но сразу определявшийся в технике любого бузника.

Техника боя бузы подразделяется на состязательную и прикладную. Состязательная техника использовалась на встречах друзей, во время праздников, когда проводились состязания по борьбе, палочным и кулачным боям. В варианте состязательной бузы недопустимо было использовать технические приемы, которые могли бы привести к тяжелым поражениям соперника. Вместо правил в таких боях был «уговор», в котором бойцы договаривались о том, как будет проходить борьба. Уговоры, как правило, проходили перед каждой схваткой и соблюдались при любых условиях. Те, кто нарушили уговор, наказывались обеими сторонами. Уговор, к примеру, мог запрещать бить в пах и затылок, ломать пальцы, бить палкой и т.п.

В боевой бузе не существовало никаких уговоров, можно было применять все, что могло бы принести победу. Существовали в поединках только определенные этические рамки, которые применялись в боевой технике. Так, существовала поговорка: «своих режем — чужих колем», которая определяла нанесение колющих ударов ножом в ходе поединков против «своих».

По использованию оружия бузу можно разделить на:

1. Бой с использованием ножа;

2. Бой с использованием палки;

3. Метание;

4. Стрельба;

5. Бой с использованием специальных приспособлений и подручных средств.
В технике без использования оружия можно выделить такие разделы:

1. Техника нанесения ударов;

2. Техника борьбы;

3. Способы причинения травм переломами, вывихами, удушениями, др.;

4. Специальная, а также плясовая акробатика.

Особый раздел: в нем происходит обучение специальным методикам управления вниманием, разумом, которые позволяют использовать прикладную технику бузы максимально действенно. Сюда же относится и обучение боевому плясу, ночному бегу, выживанию в сложных природных условиях, упражнения оздоровления и рекомендации народной медицины.

В разделе традиций, притч и боевых сказок изучаются традиции объединений кулачных бойцов. Подробно разбираются приведенные сказки и притчи, которые образно, символически передают традиции системы боя, философия и этика воина.

Буза находится в системе русских национальных единоборств.

Палочный бой

В этом единоборстве есть несколько базовых размеров палок.

1. Кол — размерами от полутора до двух метров. Кол обычно заостряют с одной из сторон. Это оружие часто выламывали из забора во время резко возникшей драки — т.е. они были временным боевым средством, а не специальным оружием боя. Но существовали и специальные колы, заготавливаемые специально для драки. Эти палки предварительно замачивали в воде, чтобы сделать их тяжелее, более прочными и чтобы они «залипали» при нанесении удара. Так, в д. Карманово в Тверской области «моченые колы» надолго ложили в специально приготовленный рассол из брусники, и эти палки обладали особыми свойствами — «вокруг шеи обовьётся, не сломается».

2. Тростка была размером от одного до полутора метров, параметры могли колебаться — от размера трости и до размеров дорожного посоха, доставая до солнечного сплетения бойца. Тростка чаще всего обжигалась, на нее наносился орнамент. Кроме обычного — боевого употребления, тростка выступала в качестве символа кулачного бойца. Глядя на изображенные на ней знаки, можно было определить принадлежность бойца к определенной артели, узнать о его в ней положении, опыте боев. Это один из главных символов, показывающих принадлежность к движению бузы. Также существовали и тростки из металла.

3. Ручник — это палка для боя длиной с руку или с половину руки. Ручник делали из поломанных тросток с орнаментом. Были в употреблении и ручники из металла. В разных районах Тверской области ручники часто дарили полюбившимся девушкам.

4. Чижики или закладки — представляли собой короткие палки размером с ладонь. Использовались в бою как дополнительное средство, которое увеличивало травмирующие качества кулака. Боевые палки делали из различной древесины, чаще всего — из берёзы, можжевельника, дуба.

Техника боя на палках в бузе подразделяется на три основные группы.

1. Подорожная — поединок ведется палкой, которая держится обратным захватом за верхний конец, подобно тому, как ее держат путники.

2. Хвастание — в этой технике палка держится прямым хватом при помощи одной или двух рук, палку держат за один конец, вторым — наносят удары по противнику.

3. Бой переводом — в этом приеме палка держится за ее середину, место удержания при этом постоянно перемещаются.

Во время поединка на палках используются попеременно все три техники, меняясь между собой. Встречаются способы ведения поединка при помощи двух палок сразу, а также техники, которые сочетают применение палки с каким-нибудь иным оружием, к примеру, с ножом.

Ещё новости
Новые статьи