Тайдзюцу

Тайдзюцу система ближнего бояТайдзюцу — японская система ближнего боя без применения оружия, а также искусство сохранения здорового тела.

Тайдзюцу состоит из практически всех используемых техник: ударов конечностями, выкручиваний, бросков, удушений и т. д., это искусство воплощает традиции тысячелетнего развития особого искусства воина-тени. Это искусство считает главной целью развивать сознание, дух бойца через постижение боевой техники и специальных психических практик.

В ходе поединка мастеров высокого уровня самое малое движение может решить поединок, отдать в руки сильнейшего победу. Если техника почти совершенна, одна минимальная неточность движения подчас определяет жизнь или смерть. Тайдзюцу — это «техника тела», в этом стиле не применяется оружие.

Тикара-курабэ и сумаи

В древности борьба в Японии была достаточно примитивной и проводилась в виде состязаний соизмерения сил. Именно сила, а не другие черты бойца — техника, ловкость — определяли победителя. В 5-6 вв. на основе борьбы тикара-курабэ сформировалась популярная борьба — сумо, а если быть точным — его начальный вариант сумаи. В период Нара сумаи получила широкое распространение.

Техника древнего сумо была примитивной и состояла из толчков, сбивов, заваливаний. Борцы максимально увеличивали свой вес с помощью специальной диеты. На соревнованиях удары запретили к применению из-за их особой опасности, но в реальных сражениях борцы часто использовали удары руками и пяткой вперед. Победа в ритуальном поединке присуждалась тому борцу, кто бросил соперника на землю, поэтому борьба в партере не применялась.

Китайские единоборства в Японии

ТайдзюцуВ 8-9 вв. усилилось взаимодействие Японии с материком. Огромный поток переселенцев с их культурой и традициями хлынул из Китая и Кореи в Страну Восходящего Солнца. Иммигранты привезли местные оригинальные методы ведения боя, в которых главными техниками были удары руками и ногами, болевые приемы. Интересна существовавшая в 12-14 вв. полулегендарная школа сёсё-рю («школа всех наград»), основателем которой считается полководец из знатного китайского рода Саканоуэ Тамурамаро, который прославился своими многочисленными победами. Особенностью этой школы было развитие особо мощной силы рук и закалка ударных поверхностей, что, по легенде, давало возможность пробить стальной панцирь. Из неустановленных источников известно, что непобедимый военачальник Минамото Ёсицунэ был потрясен, увидев работу мастера сёсё-рю.

Большой след в истории японских единоборств оставила и школа Тёсуй-рю, основанная Отомо Комаро в 8 веке. Позже, в середине 14 века самурай Урабэ-но Сукунэ Канэсада улучшил её технику и добавил приемы китайского мастера Суньжэня Исю. Техника поединка Тёсуй-рю легла в основание Куки Синдэн-рю — одной из самых значимых школ японских будзюцу.

Ёрои-кумиути

С 10 века, вместе со становлением сословия самураев начала образовываться специальная система борьбы в доспехах — ёрои-кумиути.

Во многом она была похожа на сумо по применению толчков и сваливаний, т.к. бойцы в сражениях были в доспехах, и общий вес бойца с доспехами был сравним с искусственно полученным весом сумоиста. Неудобные, похожие на коробки панцири препятствовали тому, чтобы брать удобный захват. Однако техника ёрои-кумиути была намного богаче сумо: в ней не было условных ограничений вести борьбу стоя, не падать на землю, не использовать удары и оружие. Бойцы могли применять любые приемы и способы, лишь бы добиться результатов.

Приемы ёрои-кумиути применялись, если воин терял оружие — ронял, ломал и др. В сражениях 10-13 вв бой начинался со взаимной стрельбы из лука, затем следовала атака и враги оказывались на земле. Меч в таких условиях применять было сложно — его некогда было даже достать из ножен. В связи с этим ёрои-кумиути было в то время более популярным, чем фехтование на больших мечах. А короткий меч или кинжал-танто были в то время очень популярны и применялись в стиле ёрои-кумиути.

Базу ёрои-кумиути составляли разные приемы — захваты, броски, удушения, которые помогали сражаться с вооруженным соперником в доспехах. При возможности воины могли применять удары руками и ногами, но только дополнительно — о доспехи проще было травмировать конечность, чем повредить находящемуся в них воину.

Главным в ёрои-кумиути было правильное применение бедер и конечностей, что достигалось специальным симметричным захватом ёцу-гуми — «четверное сцепление». В таком захвате бойцы обхватывали друг друга, не трогая руками пластины доспехов. Ецу-гуми помогал воину удержать равновесие и подвижность, давал возможность контролировать противника.

Оба или один боец в любую секунду были готовы достать короткий меч или кинжал для пробивания доспехов — ёрои-доси. Этот кинжал носили за поясом на бедре справа, доставая левой рукой. Нужны были особые навыки, чтобы удерживать противника одной рукой, сохранять равновесие, пока второй рукой нудно было достать кинжал и попробовать поразить не прикрытую доспехами часть тела врага. Это было очень трудно сделать, так как нужно было попасть в маленькую щель между пластинами под определённым углом.

В ёрои-кумиути зачастую применялись разные броски с падением, в которых воин использовал вес своего тела и доспехов, чтобы кинуть противника на землю. После падения он наваливался сверху и удерживал врага, чтобы лишить его сил и затем — убить.

Мастера ёрои-кумиути максимально эффективно использовали особенности японских доспехов. При нападении сзади, можно было сломать шейные позвонки рывком за шлем вверх, а металлическое кольцо для закрепления колчана использовалось в качестве рукоятки при бросках через бедро.

В целом этот вид борьбы применялся в боях один на один. В 10-13 вв. бои превращались в самые настоящие турниры с провозглашениями родословных обоих участников, с церемониальными вызовами на поединок. Самураи считали недостойным сражаться с безымянным противником, который не имел благородного происхождения — они не убивали врагов кучей, когда нельзя было разобрать, кто был более достойным в бою. Это определило своеобразный характер ёрои-кумиути. Его приверженцы не следили за нападениями сзади, не обращали внимания на других, если уже сражались с одним противником — что зачастую и приводило к печальным для них последствиям.

С 11 по 16 века ёрои-кумиути было основной формой борьбы без оружия. Однако канонизировано оно было только в 14-15 веках.

Когусоку

ТайдзюцуС середины 16 века японские бои без оружия существенно изменяются, т.к. поменялся стиль проведения боевых действий. Сражение в это время перестало быть сходным с турниром. Это было уже настоящее столкновение армий, где важны в большей мере были общие, а не личные действия. Нападения на воина сзади, неравные бои с перевесом по численности одной становится привычным. В это время резко выросла численность армии. Теперь в армию берут не только благородных воинов, но и представителей простого народа. Из-за большого числа воинов и с новой маневренной тактики меняется защитное вооружение в сторону более дешевого и легкого. В 16 веке появляются облегченные доспехи гусоку работы мастера Мацунага Хисасигэ. Часто применяется сокращенный вариант его доспехов в виде грудной пластины, набедренника, наголенников и наручей для простых солдат пехоты.

В результате образовывается новая система рукопашного боя в достаточно легком доспехе — когусоку, которая по сравнению с ёрои-кумиути использовала гораздо большее число приемов: броски через бедро, спину, перевороты противника с опусканием головой на мостовую, разнообразные подсечки, болевые приемы. В когусоку широко использовались удары, поражающие не закрытых доспехом почек, паха, колена и т. п. Разработка когусоку приписывается Такэноути Хисамори, который был низкого роста и довольно слаб, и поэтому хотел побеждать своих сильных и рослых противников за счёт применения ловкости и специальной техники.

Когусоку и ёрои-кумиути в это время существовали параллельно, потому что самураи высших рангов продолжали носить тяжелые доспехи. В результате многие школы будзюцу изучали оба вида боя.

Дзю-дзюцу

По окончании междоусобных войн в 17 веке в Японии наконец наступил мир, доспехи больше не были необходимы, что породило огромные изменения в искусстве боя без оружия. Все, что ограничивало борцов исчезло в прошлом. Мастера борьбы могли заняться разработкой новых приемов, тактик.

В 17 веке был переосмыслен опыт долгих лет войны, происходили усовершенствования в технике борьбы, были разработаны основополагающие работы по бу-дзюцу. Итог — возникла новая система боя голыми руками — дзюдзюцу (явара, тайдзюцу и т. п.).

Это название обозначает в буквальном переводе «искусство мягкости». В основу дзюдзюцу легла идея победы над противником при помощи податливости, а не силы. Владеющий дзю-дзюцу никогда не лишается в борьбе своих сил, а изматывает врага для более легкого достижения победы. Он заставляет соперника совершать резкие движения, а сам легко уворачивается от них. Мастер дзю-дзюцу пропускает силу врага мимо себя или перенаправляет её. Когда же сила врага истощается — он прикладывает свое усилие — вот в чем заключается сущность дзюдзюцу.

Согласно легендам, впервые высказал принцип мягкой податливости врач Акаяма Сиробэй (в другом варианте — Миура Ёсин). Он много лет изучал в Китае медицину, познакомившись там с техниками проведения бросков, болевых приемов и ударов системы, которую он обозначил как хакуда. По возвращению домой, он организовал собственную частную школу боевого искусства, где преподавал хакуда. Тренировки были скучны и монотонны — вскоре все ученики ушли от Акияма. Через 4 года врач закрыл школу и ушел в буддийский монастырь для медитации.

По легенде, однажды зимним утром Акияма пошел прогуляться в сад. Накануне выпало много снега, и у многих деревьев были сломаны ветки. Только ива (или — вишня-сакура, по другой версии) стояла неизменной — комья снега соскальзывали с её упругих веток. Акияма увидел целые ветви — и его озарило. В одно мгновение он понял, что противопоставить силе силу бесполезно, нужно уклоняться от нападения, перенаправлять силу противника и использовать её на пользу себе. Этот принцип победы силы мягкостью и податливостью был положен в основу последующих исследований мастера, который расширил свою систему до 300 приемов и создал свою неповторимую школу, которая после его смерти получила название Ёсин-рю.

Ещё новости
Новые статьи