Вин-Чунь

Вин-Чунь — это школа ушу Китая, который применяет большое количество разнообразных техник боя и вследствие этого определяется как прикладное направление ушу. Сражение в Вин-чунь базируется на определенных принципах, постигаемых учеником в процессе тренировок. Отступления с линии атаки совмещаются с быстрыми линейными нападениями при приближении на очень близкую дистанцию. Часто бой заканчивается ударами коленями и локтями. Специальное упражнение «липкие руки» помогает бойцу хорошо ориентироваться во время поединка на близких расстояниях. В рамках стиля имеются и техники с применением ножа, которые связаны с техникой боя руками и приёмами борьбы без использования оружия. Также с техникой «липкие руки» ученики обучаются броскам и захватам.

История стиля в легендах

Вин-ЧуньОбычно происхождение Вин-чунь исторически привязывают к монастырю Южный Шаолинь. Одна легенда рассказывает, что стиль был создан настоятелем Южного Шаолиня Чжишанем для проведения оздоровительной гимнастики, которую могли бы делать жители рядом расположенных деревень. По второй легенде, стиль образовали 5 мастеров Южного Шаолиня в Зале Восхваления Весны «Вэнчуньтан». По третей легенде, стиль создала женщина Янь Юнчунь — Вечная Весна, которая была дочкой послушника Южного Шаолиня Янь Эра. Учение она создала не то на основе умений, полученных от отца, не то базируясь на технике монахини Умэй.

В 1930-1940-х годах известный китайский специалист по истории ушу Тан Хао провел исследования на местности и определил, что монастыря под названием «Южный Шаолинь» не было в природе вообще. Этот монастырь придумали в «рыцарском» романе эпохи средневековья «Вань нянь Цин», в котором рассказывалось, как на китайского императора как будто бы неузнанным путешествовал по территории Южного Китая, попадая при этом во всякие истории. А Чжишань, Умэй, и другие — это просто действующие лица романа. Подавляющая часть народа в Китае не умела читать и писать — поэтому содержание книг за определенную плату рассказывалось на рынках. Простой народ не мог отличить художественные произведения от реальных событий, а представить, что какие-то географические названия местностей, объектов расположены на огромных расстояниях друг от друга, что упомянутые в историях люди не существовали, — слушатели историй на рынке и подавно не могли.

Похожую на правду историю этого стиля можно отследить только с конца 18 века, — это время, когда этот Вин-чунь попал в гуандунскую оперу «Красная джонка». Вин-чунь путешествовал с актерами оперы — от них люди и перенимали этот стиль в самых разных частях Китая. Вин-чунь применялся и революционерами Китая, и отрядами самообороны деревень. В средине 19 века два актера странствующей труппы оставили ее и начали жить в Фошане, где преподавали искусство боя аптекарю Лян Цзаню. Этот человек стал знаменит как «король винчуня», победив в множестве сражений. У него не было официальной школы, обучение он проводил в аптеке частным образом. В дальнейшем Лян Цзань оставил свое дело и вернулся в свою деревню Гулао, в которой занимался обучением сельских жителей.

Из Фошань и началась официальная история главного направления Вин-чунь. Этот стиль преподавался в Фошани дети обеспеченных торговцев, потому что их родители были способны оплачивать высокую стоимость обучения, а дети из этих семей могли отдавать много времени тренировкам. Один из самых популярных учеников — Е Вэнь — обучался стилю у преподавателей Чэнь Хуашуня, Лян Би и У Чжунсу. Е Вэнь переехал в Гонконг с 1949 года, где обучал стилю членов профсоюза работников ресторана. До конца жизни в 1973 году он успел обучить большое число популярных ныне мастеров. Е Вэнь прославил Вин-чунь, однако применял для этого не всегда правильными методами. Часто его ученики приходили в клубы других единоборств Гонконга и избивали преподававших там мастеров. Сейчас в Гонконге открыто много клубов винчунь, в них занимаются преподаванием в основном ученики Ип Мана.

Вьетнамская ветвь вин-чунь начинается с 1939 года от знаменитого мастера Китая Жуань Цзиюня, который приехал в Ханой по специальному приглашению Ассоциации эмигрантов Китая во Вьетнаме. Этот мастер осуществил принцип китайского единоборства, в котором говорится: «четырьмя лянами преодолеть тысячу цзиней», что значит: «слабое усилие гасит нападение».

Известные варианты стиля

Все варианты стилей переводятся как «Кулак восхваления весны» или «Кулак вечной весны«, кода добавляется в виде окончания название человека или местности, откуда произошел конкретный вариант стиля. Так, в настоящий момент можно выделить варианты стиля — Кулак вечной весны Е Вэня, Ип Мана, провинции Фуцзянь, Кулак восхваления весны рук Будды, деревни Гулао, Красной джонки семей Ху и Хуан, Цзю Ваня, Ли Шина, Лян Гуанманя, Пэн Наня, Лю Дашэна, Жуань Цишаня, города Фошань, а также малайский, вьетнамский и вариант стран Юго-Восточной Азии.

Особенности техники

Техника Вин-ЧуньХарактерной особенностью стиля являются специальные упражнения «чи-сао» или «липкие руки». Эти приемы позволяют бойцу постоянно находиться в плотном контакте благодаря рукам, боец понимает все передвижения соперника и препятствует его действиям.

Сражение ведется на коротком расстоянии, чтобы можно было дотронуться до врага кистью или локтем. Для того, чтобы приблизиться на необходимое близкое расстояние, бойцы применяют особые варианты движений. Борьбы с помощью ног в стиле мало, удары ног применяются вместе с ударами рук. Как правило, ногами наносят удары по коленям врага вместе с одновременными ударами руками.

Из вооруженных техник самыми известными сегодня являются применение длинного шеста и «ножа-бабочки», а кроме того — и другое вооружение, даже меч-цзянь и буддийские четки.

По версии Е Вэня проводят обучение 3-х комплексов без применения оружия — «базовая идея», «бьющие пальцы» и «поиск рук». В других школах применяются иные комплексы, так Вьетнамский винчунь применяет комплекс 5 животных.

Во время подготовки бойца к реальному бою кроме «чи-сао» применяются разные парные упражнения и тренировки на деревянном манекене.

Состояние стиля в настоящее время

Сейчас Вин Чун — это единоборство миллионов, поэтому в каждой школе этого единоборства имеется разработанная система аттестации, которая подразделяет учеников стиля по степени мастерства. В самом Китае существует положение о том, что подобные сертификаты выдаются обычно для использования за границами Китая.

Ещё новости
Новые статьи