Кэндзюцу

Кэндзюцу искусство владения мечомКэндзюцу — это древнее искусство владения мечом, которое возникло приблизительно 1 200 лет назад в древней Японии в связи с выделением в обществе класса воинов.

Кэндзюцу — это уникальное боевое искусство, в котором, в отличие от кэндо, главным считается не дух воина и избираемый им путь, а искусство боя. Поэтому основой обучения является не мастерство владения мечом, а воспитание духа и воли — важный, но второстепенный момент обучения.

Во время тренировок в кэндзюцу бои между соперниками проводятся с применением деревянных мечей-боккэнов. Чаще всего во время тренировки выполняются ката, в которых заложены различные боевые ситуации. После нескольких тысяч повторений ката, техника владения мечом запоминалась телом воина на уровне рефлексов, что давало ему возможность сражаться автоматически.

В кэндзюцу работают с мечом, который уже вынут из ножен, поэтому манера поведения бойца в кэндзюцу достаточно агрессивная и демонстрирующая силу воина. Главное оружие в кэндзюцу — большой меч. После того, как боец подымется на определенный уровень, он может заниматься с коротким мечом и с двумя мечами — длинным и коротким.

Кендзюцу — это боевое искусство преимущественно наступательного характера. Первые задокументированные техники кэндзюцу относятся к 800 году. С этого времени документально существовало более 1200 различных школ.

Меч для самурая был его душой. Фехтовальщики настолько развили искусство меча, что сделали из кендзюцу не только эффективное военное искусство, но и путь очищения души. Многие Ката были сложены, чтобы обучать скрытым техникам — эти ката были похожи на паззл. Все техники воин должен был постичь только после многократной проработки каждого ката в течение долгого времени.

Кендзюцу это фехтование мечомКендзюцу считается классическим искусством войны. Школы кендзюцу всегда держали свои техники в полном секрете от посторонних, именно поэтому и были разработаны ката. Считается, что многое из техник не дошло до нашего времени, но многое и осталось сохраненным — только для избранных, чтобы защитить кендзюцу от недостойных обучения.

Самым распространенным способом изучения нужных движений остаются ката — соединенные упражнения. Вначале ученик тренируется один, а уже впоследствии — в парах или с большим количеством противников.

Кэндзюцу можно разделить на фехтование длинным мечом, фехтование коротким мечом и фехтование двумя мечами. Фехтование мечом появилось еще в 10 веке, а уже к концу 12 века были созданы каноны ряда приемов фехтования для пеших и конных воинов. Однако главным оружием самураев того времени был лук. Позднее, когда качество выплавляемых мечей улучшилось, а количество лучников значительно сократилось, мечи стали главным оружием самураев — искусство фехтования стало развиваться быстрыми темпами.

Первые школы кэндзюцу появились в конце 14 века, а уже в конце 15 — начале 16 веков зародились четыре основные школы кэндзюцу. Подготовка мастера кэндзюцу состояла в его обучении навыкам и приемам противостояния противнику, использования меча и других видов оружия — алебарды, копья, шеста, а также боям без оружия. Техника сражения на мечах была рассчитана на бой с противником в доспехах и учитывала их недостатки. Удары должны были наноситься в «щели», имеющиеся в доспехах, основными целями поражения были шея, туловище в месте соединения нагрудной пластины и подола, запястья, локти с внутренней стороны, внутренняя поверхность бедра, щиколотки. Чтобы меч не повредился в бою, его не подставляли под удары, а использовали разные приемы уклонения от атак противника.

Школы кэндзюцу разнились между собой стойками и приемами, однако в каждой школе основных приемов было немного — не более 15. Общим мнением было то, что при качественном изучении этого количества вполне достаточно для победы в любом поединке. Школы существенно разнились друг от друга по избираемой тактике: одни придерживались стиля наступления, для других главным стал стиль выжидания.

Чтобы оттачивать свое мастерство, бойцы выполняли парные ката с фиксированными движениями обоих участников, практикующихся с деревянными мечами. Качество подготовки проверялось в поединках-соревнованиях, где удары наносили, останавливая меч в нескольких сантиметрах от противника, а также в дуэлях на боевом оружии.

Со времен эпохи Токугава, кэндзюцу постепенно потеряло практический смысл. Большая часть школ этого времени в основном изучало не приемы, а способы достижение состояния «безмыслия», используя фехтование в качестве подвижной медитации, средства воспитания духа и тела.

Ямада Хэйдзаэмон Котоку основатель кэндзюцуОснователь одной из школ Ямада Хэйдзаэмон Котоку разработал специальное снаряжение для защиты во время учебных боев с использованием бамбуковых мечей, которое потом применялось в большинстве школ. Так широко распространились соревнования на бамбуковых мечах с использованием защитного снаряжения, что превратило кэндзюцу в вид спорта.

После революции эпохи Мэйдзи кэндзюцу резко потеряло популярность, многие школы были закрыты. Для сохранения искусства боя и просто, чтобы выжить несколько мастеров во главе Сакакибара Кэнкити начала проводить публичные бои на бамбуковых мечах, разрубания предметов и т.д. Это помогло вновь заинтересовать и привлечь к традиционному фехтованию его поклонников.

В 1876 году кэндзюцу было официально признано видом физкультуры, возможной к применению для воспитания японской нации. В полиции ввели обязательное обучение кэндзюцу. В 1910 году кэндзюцу с дзюдо стали обязательными составляющими физического воспитания детей в школах. В 1912 году был разработал комплекс ката «Путь меча Великой Японской империи», в который поместили основные приемы фехтования. Всеяпонская федерация кэндо была создана в 1928 году.

В 1945 году. американские оккупанты запретили кэндо в Японии, как искусство, воспитывающее дух самурая. Возродилось кэндо только в 1952 году, но уже в своем спортивном варианте, распространившимся по всему миру.

Ещё новости
Новые статьи